Главная » Статьи » Мои статьи |
Монета достоинством в ноль рублей сделана из серебра и изготовлена, как полагается настоящим монетам, на Монетном дворе. Хранится в Музее сновидений Зигмунда Фрейда в Петербурге, «лежит» в Эрмитаже, а также кочует по зарубежным музеям, отделы которых делят ноль рублей между собой. Где-то он проходит по ведомству нумизматики, где-то – по ведомству актуального искусства. В общем, ноль рублей одновременно пребывает в настоящем и настоящее же преодолевает – то есть прямо касается тех, кто «работает с вечностью».
По сути,
произошла первая в истории «монетизация» символического капитала. Ноля рублей
не хватало российской экономике, а так все и всегда у нее было. С ноля начинается
наш бюджет. Начнем с того, что на реверсе монеты, как и положено – ноль, пустота, великий и все вмещающий бублик. На аверсе – еще одна революция. Правда, уже не в области современного искусства, а скорее в области математики и философии. Там ноль пересекает бесконечность. Сoincidentia oppositorum (лат.) – пересечение противоположностей. Сейчас на философском факультете СбГУ ведутся научные дискуссии, обсуждающие возможность официального введения этого знака в математику, ибо в него укладывается она вся. Ноль придумали в глубокой древности, бесконечность немного позднее, а вот скрестить их впервые пришло в голову современному бессребренику. Кирилл Шаманов признался, что идея проекта, после воплощения в жизнь которого он проснулся знаменитым, пришла ему в голову потому, что его как художника чисто по-человечески занимала идея ноля денег в его карманах и одновременно – закон о монетизации льгот. И народные волнения по этому поводу, и вопрос символичности и условности происходящего. Был хаос без началакоординат. В общем, беспредел. Задумавшись одновременно о причинах этих явлений, он решил творчески гармонизировать эти процессы и придумал то, что до сих пор, по его словам, множит невообразимые смыслы. Потому что «ноль рублей» внятен и олигархам, и бабушкам у подъезда, и подросткам, и искусствоведам. Он, как выяснилось, и впрямь абсолютен. Кроме того, включает в себя еще и понятие ноль-объекта в искусстве, и чего только не включает вообще. Следующее высказывание Кирилла Шаманова в искусстве на эту же тему, на первый взгляд, выглядит чуть более публицистичным и злободневным, то есть менее абсолютным. Но, если вдуматься, то тоже хорошо. Он воплотил еще и монету в одну У.Е. Это следующее, чего так не хватало российской экономике после ноля рублей, с которого начинается бюджет (а сдачей с ноля, опять же по мысли художника, может быть только весь мир). Латунной монете достоинством в одну У.Е. предшествовал выпуск новостей, в котором рассказывалось о том, что Владимир Путин и Александр Лукашенко, обсуждая проблемы СНГ, никак не могут договориться о единой валюте. Тут-то медиа-художнику и пришло в голову, что правители ищут то, чего никогда не теряли, ибо условная единица действует на территории СНГ уже давно, ее не надо придумывать, ее, как и ноль, нужно просто изготовить. Матрица и прообраз единой валюты есть феномен экономической и политической условности, в которой все мы живем. В общем, если возвращаться к полемическому высказыванию другого актуального художника (уже цитированного здесь Владимира Дубосарского), Кирилл Шаманов бесспорно гениален, ибо все время говорит о деньгах. Да как складно! Кстати, на вопрос о том, что концептуально изменилось в его жизни после явления миру ноля рублей, художник говорит, что разбогател он не сильно, зато появилось спокойное чувство собственной гениальности. В вечность он уже попал, хотя бы потому, что из-за «ноля» его карьера развивается в обратном для нормального художника направлении: сначала – крупнейшие музеи, потом галереи и выставки. От общего к частному. | ||
Просмотров: 1031
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |